Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему сложная и многосторонняя задача. В данной статье мы рассмотрим особенности композиции сочинения, а также свойства изобразительных средств лексики и синтаксиса.

Как и о чем писать в сочинении-рассуждении?

Нам надо написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К. Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать словом».

О чем мы можем рассуждать в сочинении?

Мы можем писать о:

1) о словарном составе языка

2) о грамматике языка (о морфологии и синтаксисе).

Что такое словарный состав языка?

Словарный состав языка — это вся совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка, включая его основной словарный фонд.

А. Мерзляков писал: «Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать — всего, что только может объяснить и постигнуть мысленное око человека.

Что такое грамматика?

Грамматика — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения. А. Вознесенский считает: «Грамматика — это огромная работа человеческой мысли, и относиться к ней нужно с большим уважением».

В чем мы должны убедить читателя нашего сочинения?

Нам нужно убедить того, кто будет читать нашу работу в том, что с помощью слова, используя лексические и грамматические явления языка, мы можем не только называть предметы и явления, свойства предметов, действия и правильно составлять словосочетания и предложения, но и передавать свое отношение к описываемым событиям и фактам.

Душа и мысли порождают слово.

Слова воздушны, но имеют вес.

Унизить можно человека словом,

А можно возвеличить до небес.

Как молнии они сверкают ярко.

Как гром гремят раскатисто, тревожно,

От них в мороз порой бывает жарко,

От них в жару порой замерзнуть можно.

(Мальцев А.И.)

Какие изобразительные средства помогают передать отношение к описываемому событию или факту?

Для того чтобы передать свое отношение к человеку, событию, факту, можно использовать разнообразные тропы и фигуры речи.

Могут быть использованы словообразовательные средства выразительности, то есть суффиксы, которые придают словам различные смысловые оттенки: ласки, сочувствия, пренебрежения, презрения, иронии, а также уменьшения или увеличения.

Сравните: букет — букетик, дед — дедушка, голос — голосище, старик — старикашка;

Автор может использовать изобразительные возможности лексики: антонимы (контекстуальные антонимы), синонимы (контекстуальные синонимы), омонимы, паронимы, слова в переносном значении, фразеологизмы, книжную лексику, разговорную лексику, эмоционально-экспрессивную лексику.

Могут быть также использованы изобразительные возможности синтаксиса: ряды однородных членов, предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами, ответно-вопросная форма изложения, восклицательные предложения, парцелляция, а также разнообразные тропы и фигуры речи.

Изобразительные средства лексики и синтаксиса выполняют в предложении определенные функции.

Ниже мы отразим изобразительные возможности лексики и синтаксиса, а также их функции.

Слова в переносном значении являются источником образности, эмоциональности речи.

Низко нависшие тучи сеяли снег.

Синонимы (контекстуальные синонимы):

1) помогают избежать однообразия, устранить повторение одинаковых слов;

Знаю я сладких четыре отрады, первая радость — в сознании жить.

2) способствуют уточнению мысли, более четкому ее выражению, усилению и выделению;

Теперь уже не ветер, а свирепый ураган носился со страшной силой по улицам…

3) употребляются как средство разнообразных оценок.

И этот лик — не лицо Джеммы, это лицо самого счастья.

Антонимы (контекстуальные антонимы):

1) используются для создания контрастных образов, для противопоставления понятий

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок.

2) придают тексту яркость, образность

И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

Устаревшие слова:

1) необходимы для воссоздания колорита эпохи

Выгребли серебро из скрыней, многих ростовских вельмож разорили…

2) придают речи оттенок торжественности и взволнованности

Можно ли уповать, что миновала для него опасность?

Книжная лексика высокого стиля придает окраску важности, возвышенности и поэтичности тем понятиям, которые обозначает высказывание.

Желание блага как себе, так и ближним, вот для чего и нужно воздерживаться от всякого зла.

Разговорная лексика создает впечатление живой, непринужденной речи.

Немало не мешкая, мы собрали свои котомки и пошли дальше.

Фразеологизмы, фразеологические обороты:

1) придают речи образность и выразительность

Теперь мы с вами вроде бы одной веревочкой связаны.

2) вносят в текст эмоциональность, экспрессию

Грозная тревога всколыхнула весь народ от мала до велика.

3) придают высказыванию возвышенный, торжественный тон

И встретить я была готова моей судьбы девятый вал.

Однородные члены предложения:

1) конкретизируют то, что изображается

Русский народ смышлен и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.

2) придают тексту динамику, экспрессию

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Обращения:

1) являются средством речевой характеристики говорящего

В разведку меня, дяденька, будете брать?

2) усиливают выразительность текста

О Родина святая, какое сердце не дрожит тебя благославляя!

Восклицательные предложения:

1) придают тексту эмоциональность

Не догнать тебе бешеной тройки!

2) помогают понять эмоциональное состояние героя

Весело жить в такой земле!

Вопросительные предложения (вопросно-ответная форма):

1) придает тексту эмоциональность

От чего ты печально, вечернее небо?

2) формулируют проблему, над которой размышляет автор

Что влечет меня к этой книге? Чем она чарует меня?

3) позволяют автору вовлечь читателя в диалог

Мыслимо ли добиться счастья, думая лишь о себе?

4) используются для привлечения внимания

Знаете ли вы украинскую ночь?

Инверсия (нарушение порядка слов) выделяет ключевые, главные слова фразы.

Мягкие белые шапки наденут сосенки..

Парцелляция помогает автору акцентировать внимание на наиболее важных смысловых частях предложения.

У Кати беда тут стряслась. Большая.

Вводные слова:

1) выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает

Лошадка Касьяна, к моему удивлению, бежала довольно быстро.

2) выражают оценку достоверности изображаемого

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

Как начать сочинение?

Вступление сочинения должно быть связано с темой сочинения. Надо добиться того, чтобы оно привлекало внимание к сочинению, побуждало прочитать его до конца. Поставьте в начало сочинения какую-то яркую мысль, свою или какого-либо известного писателя.

Как писать основную часть сочинения?

В основной части сочинения нужно указать, как вы понимаете смысл высказывания. Формулирование мысли можно начать, например, со следующих фраз:

Смысл высказывания известного лингвиста (имя) я понимаю следующим образом …

Я считаю, что известный лингвист (имя) в своем высказывании говорит о следующем…

Затем необходимо привести 2 аргумента, взятые из текста.

Как закончить сочинение?

Не менее важен и заключительный аккорд сочинения-рассуждения. Концовка (заключение) сочинения должна быть не менее эффектной, чем начало (вступление).

Это может быть в несколько строк итог всего сочинения (заключение-вывод), при формулировке которого можно использовать, например, следующие фразы:

Таким образом, я считаю, что яркое высказывание лингвиста (имя) помогает понять, что грамматика позволяет нам связывать слова в предложения, с помощью которых мы можем выразить любые наши мысли.

Следовательно, прав был известный лингвист, утверждавший, что русский язык богат оборотами и выражениями.

В заключении можно дать четкий, энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (заключение-ответ). Или же привести цитату, но она должна заключать в себе суть идеи сочинения (заключение-цитата).

Приведенные ниже цитаты о русском языке и слове вполне можно использовать при написании введения и заключения сочинения:

Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье, в нем клекоты орла и волчий рык, напев и звон, и ладан богомолья (К. Бальмонт).

Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас (П. Вяземский).

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку (К. Паустовский).