Устаревшие слова и неологизмы

Словарный состав наиболее изменчивая и подвижная, развивающаяся часть языка в целом. Подвижность и развитие объясняются теми условиями, в которых существует язык как средство общения. Экономическое, политическое и культурное развитие страны, расширение ее связей с другими странами отражаются в языке, как в зеркале. Слова в языке могут устаревать, так как уже не отвечают потребностям общества на определенном этапе его развития, постепенно такие слова уходят в пассивный запас, они только иногда напоминают нам о своем существовании, а точнее появляются в основном на страницах художественных произведений в определенных стилистических функциях. Таким образом в языке формируется пласт устаревших слов.

Устаревшие слова неоднородны по своему происхождению, и поэтому среди них различают две группы: историзмы и архаизмы.

Историзмы — это слова, которые обозначают устаревшие, ушедшие из нашей жизни понятия (названия предметов одежды, видов оружия и труда, социальных отношений между людьми и т.д.) например: аршин, вельможа, спальник, целовальник. К таким словам в современном русском литературном языке нет синонимов, так как нет самих реалий.
Употребляются историзмы в настоящее время для наименования понятий определенной эпохи, т.е. используются как средства создания колорита, самобытности той эпохи, о которой идет речь в художественном произведении, посвященном какой-либо исторической теме прошлых лет.
Архаизмы — это устаревшие наименования, на смену которым появились новые названия тех же предметов и явлений, т.е. архаизмы являются устаревшими синонимами современных слов, например:

выя (шея), уста (губы), ланиты (щеки), перси (грудь), брадобрей (парикмахер), длань (ладонь), очи (глаза), глаголить (говорить), сей (этот), лицедей (артист), паки (опять) и проч.

Архаизмы, как и историзмы, используются в произведениях художественной литературы для убедительного изображения исторической эпохи, как средство речевой характеристики исторического образа. Кроме того, архаизмы в большинстве своем используются для создания торжественной окраски речи, т.е. выполняют функцию лексики высокого стиля.

Неологизмы — это новые слова и выражения, возникшие в языке для наименования появившихся в нашей жизни новых предметов, явлений, например: блогер, сотовый телефон, ксерокс, силовик, оборонщик, офис, ваучер, микроблог, телеобраз, космическая база, саммит, имидж, демотиватор, гламур…

По мере распространения обозначаемых ими явлений и предметов неологизмы входят в состав общеупотребительной лексики, утрачивая оттенок новизны, например, такими словами сейчас стали: телевизор, видеомагнитофон, домофон

Таким образом, появление новых слов в языке обусловлено развитием социальных отношений, науки, техники и культуры.