Функциональные стили языка

Функциональный стиль — это разновидность литературного языка, обусловлена различием функций, выполняемых языком в определенной сфере общения.

Традиционно выделяют пять стилей языка: научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный и разговорный.

Научный стиль — стиль, обслуживающий сферу научной и учебной деятельности. Используется в учебниках, справочниках, словарях, энциклопедиях, монографиях, статьях, в научно-популярных изданиях. Его цель — передача объективной информации о природе, человеке и обществе, формирование научного мировоззрения. Основные черты научного стиля:

1) ясность, точность изложения;

2) подчеркнутая логичность, доказательность, обоснованность;

3) насыщенность содержания;

4) бесстрастность, объективность;

5) отсутствие эмоциональных оценок;

6) употребление слов и выражений в прямом значении;

7) использование терминов и абстрактной лексики;

8) частотность сложных синтаксических конструкций;

9) включение в текст цифровой и графической информации, знаков, схем.

Научный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров, которое можно представить в виде схемы:

научный стиль речи

Например:

Религиозный фанатизм, непоколебимая убежденность в каких-то знаниях, вера в коммунизм, свободную конкуренцию или мировую справедливость являются набором социальных инстинктов, привнесенных в мозг человека во время его формирования.

Официально-деловой стиль — стиль, обслуживающий сферу правового сознания, административно-правовых отношений.  Это юридические документы, в том числе тексты законов, нормативно-правовых актов, и деловые бумаги: уставы, справки, инструкции, коммерческая корреспонденция, заявления, протоколы… Цель стиля — передача информации и формирование правового сознания. Основные черты официально-делового стиля:

1) точность изложения;

2) выражение долженствования;

3) стереотипность, стандартизированность изложения, в том числе наличие формы;

4) логичность изложения;

5) неэмоциональность;

6) наличие канцелярских штампов;

7) частотность отглагольных существительных, производных предлогов и союзов.

Тексты такого стиля представляют множество жанров, которое можно представить в виде схемы:

официально-деловой стиль

Например:

В данном случае сотрудники полиции имели все основания на применение огнестрельного оружия.

Для получения ипотечного кредита требуется справка 2-НДФЛ.

Публицистический стиль — это стиль, обслуживающий сферу политико-идеологических отношений, в том числе аудиовизуальных и газетно-журнальных СМИ и ораторских выступлений. Его цели — воздействие на общественное мнение и информирование. Основные черты публицистического стиля:

1) логичность;

2) образность;

3) эмоциональность;

4) оценочность;

5) сочетание стремления к стандарту и непринужденности;

6) призывность;

7) общественная важность тематики;

8) точность, обоснованность;

9) общедоступность;

10) заимствование средств и черт других стилей.

Публицистический стиль включает ряд подстилей.

подстили публицистического стиля

Например:

Председатель Правительства Дмитрий Медведев заявил, что РФ не планирует отменять ограничения на импорт в отношении стран, применивших санкции в отношении России.

Литературно-художественный стиль — стиль художественной литературы, литературного творчества. Основная цель — передача, информации о мире через художественные образы, эстетическое воздействие на читателя, формирование мировоззрения, вкуса. Основные черты литературно-художественного стиля:

1) использование средств всех других стилей в соответствии с эстетическим и идейным замыслом автора;

2) использование внелитературных элементов (просторечия, диалектизмов, жаргонных слов) в соответствии с художественной задачей;

3) образность, выразительность;

4) использование слов в переносных значениях;

5) субъективность оценок;

6) часто наличие вымысла.

Например:

Жалея мир, земле не предавай
Грядущих лет прекрасный урожай! (У. Шекспир)

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды… (М. Лермонтов)

Разговорный стиль — стиль, который обслуживает сферу повседневного неофициального общения. Его цель — обмен мнениями, впечатлениями, новой информацией, то есть общение. Основные черты разговорного стиля:

1) чаще использует диалогическую устную форму речи;

2) непринужденность;

3) эмоциональность;

4) оценочность;

5) использование разговорной лексики и фразеологии;

6) частотность неполных предложений, междометий, вводных слов, присоединительных конструкций, обращений.

Например:

Отворите же ворота, чёрт побери!

В следующую субботу двинем на шашлыки.