
Словосочетание
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — это объединение двух (или нескольких) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи: чудный ковер, заниматься рисованием, зайти в магазин.
Словосочетание состоит из двух частей: главного (стержневого) слова и зависимого. От главного к зависимому можно задать вопрос:
наша (чья? ←) сестра
прекрасный (какой? ←) день
ответить (как?) грубо
Простые и сложные словосочетания
Простыми называются словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов (дорогая вещь, лететь к югу, быстро идти). Сложные словосочетания состоят из трех и более компонентов. Они образуются при распространении простых (написал сообщение другу, изучение докторской диссертации, встреча давних знакомых).
Свободные и несвободные словосочетания
Свободным называется словосочетание, каждый компонент которого имеет полноценное лексическое значение. В свободных словосочетаниях грамматически главное слово и по смыслу является главным, а зависимое уточняет его:
хорошая погода, идти в школу, учить детей
Такие словосочетания легко разложить на составные части. Каждый компонент свободного словосочетания является отдельным членом предложения.
В несвободных (цельных) словосочетаниях лексическая самостоятельность слов ослаблена либо утрачена. Зависимое слово при этом является главным по смыслу:
четыре (кого?) ученика; четыре — главное слово, но основная информация заключается в слове ученика. Будучи грамматически зависимым оно является главным по смыслу.
Несвободное словосочетание нельзя разбить на составные части без потери смысла. По семантике и функциям цельные словосочетания близки отдельному слову. В предложении несвободное словосочетание является одним членом:
В очереди сидели три пациента.
Типы словосочетаний (по главному слову)
Тип словосочетания зависит от того, какой частью речи является главное слово. Выделяются следующие типы словосочетаний:
I) Глагольные
а) с именем существительным (рисовать карандашом, посылка внуку);
б) с наречием (медленно ехать, хорошо поступить);
в) с деепричастием (говорил волнуясь, бежать оглядываясь);
г) с инфинитивом (попросил приехать, приказал выполнить);
II) Именные
1) субстантивные (главное слово — существительное):
а) с именем существительным (пробежка на улице, дверь подъезда);
б) с прилагательными (модная вещица, чудесная хозяйка);
в) с наречиями (кофе по-турецки);
г) с инфинитивом (стремление преподавать, привычка тренироваться);
2) адъективные (главный слово — прилагательное):
а) с именем существительным (готовый к работе, достойный медали);
б) с наречием (слишком горячий, достаточно острый);
в) с инфинитивом (согласный служить, способный содействовать);
3) с Числительным в роли главного (трое друзей, двое в форме);
4) с Местоимением в роли главного (что-то необычное, каждый из них);
III) Наречные
а) с наречием (всегда хорошо, очень нескладно);
б) с именем существительным (далеко от друзей, одиноко без семьи).
Типы синтаксических отношений между компонентами словосочетаний
Между компонентами словосочетания устанавливаются определенные синтаксические отношения. В школьной программе рассматриваются три типа отношений: объектные, определительные и обстоятельственные.
ОБЪЕКТНЫЕ — зависимое слово обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное главным словом (как правило глаголом): написать сочинение, готовлюсь к соревнованиям, заключение мира.
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ (АТРИБУТИВНЫЕ) — главное слово имеет значение предмета, а зависимое обозначает его признак: хорошая оценка, квартира с балконом, присланное письмо.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ - главное слово называет действие или признак, а зависимое обозначает признак: пришел во время, долго думает, сказал сгоряча.
Виды подчинительной связи
Подчинительная связь объединяет собой неравные слова (или предложения), одно из которых — главное, другое — зависимое. Выделяют три типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
Согласование
При согласовании зависимое слово принимает грамматические формы (рода, числа, падежа, лица) главного слова. Если изменяется форма главного, то изменится и форма зависимого: твой друг — ед. ч., м. р., им. п. (зависимое слово ТВОЙ будет менять форму вслед за главным: твоего друга, о твоём друге, твоему другу…)
Главным словом, как правило, является существительное. В роли зависимого могут выступать прилагательные, причастия, местоимения и порядковые числительные. Средством обозначения согласования является окончание зависимого слова.
Управление
Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. рассказать (кому?) другу (дат. п.), писать (чем?) карандашом (твор.п.), старуха (с чем?) с косой (твор.п.). При изменении формы главного слова, зависимое не изменяется: лежать на диване, лежу на диване, лежал на диване, лежавший на диване.
Управление может быть непосредственным, если зависимое слово не имеет при себе предлога (видеть радугу), и предложным (тоска по матери, думать о лете). Главным при управлении может быть знаменательное слово любой части речи. Зависимое слово может быть выражено существительным, либо словом другой части речи, способным выполнять функции существительного (местоимение, числительное..).
* Внимание! Когда перед нами словосочетание с предлогом, связь в нем — УПРАВЛЕНИЕ (дом у озера, отошел за бумагой).
Примыкание
Примыкание — вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу. Цельность словосочетания создается порядком слов и интонационно. очень тяжело, любитель хвастаться, бежит вприпрыжку, сказал сомневаясь
Зависимыми словами могут быть: — наречия (идти быстро), — наречия в сравнительной степени (идти быстрее), — инфинитив (учись петь), — деепричастия (слушал улыбаясь), — несклоняемые существительные и прилагательные (стиль барокко, надеть кашне), — прилагательное в сравнительной степени (будь мудрее), — притяжательные местоимения (их проблемы).
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?
Для того чтобы определить словосочетания в предложении, необходимо сначала выделить все грамматические основы (они СС не являются). После чего задаем вопросы сначала от главных членов, потом от второстепенных:
Подул холодный ветер. подул — сказуемое, ветер — подлежащее; От глагола ПОДУЛ к прилагательному ХОЛОДНЫЙ мы не можем задать вопрос. Зато можем спросить: ветер (какой?) холодный. ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР — единственное словосочетание в этом предложении. Тип связи в нем — согласование (при изменении главного слова меняется и зависимое: холодного ветра, холодном ветре).
Разберем пример посложнее: В воздухе трепещет золотая паутина и сплетается в узоры и создает замысловатые картины.
Во-первых выделим грамматическую основу: подлежащее — паутина; однородные сказуемые — трепещет, сплетается, создает. Грамматическая основа и однородные члены словосочетаниями не являются.
Во-вторых задаем вопросы. Сначала от главных членов:
1) паутина (какая?) золотая — согласование
2) паутина (в чем?) в воздухе — управление
3) трепещет (в чем?) в воздухе — управление
4) сплетается (во что?) в узоры — управление
5) создает (что?) картины — управление
Теперь от второстепенных:
6) картины (какие?) замысловатые — согласование.
Таким образом, мы нашли 6 словосочетаний: золотая паутина, паутина в воздухе, трепещет в воздухе, сплетается в узоры, создает картины, замысловатые картины.
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:
— грамматическая основа предложения (Мальчик прогуливает. Пионы расцветают.)
— однородные члены (Он вышел и направился обратно)
— сочетание служебного слова (предлога, частицы, союза) со знаменательным (около подъезда)
— фразеологизмы (трещит по швам, владеть пером)
— сравнительная степень прилагательных и наречий (хуже всех, самый долгий)
— составные сказуемые (казался холодным, боюсь говорить)
— время глагола (буду ждать)
— вводные словосочетания (иначе говоря, в самом деле).
Синтаксический разбор словосочетания
Для выполнения подробного синтаксического разбора словосочетания необходимо следовать алгоритму:
Разберем конкретные примеры:
Учитывая распространение интернета, игры и изыски взрослых с большой вероятностью станут основной языковой средой для сегодняшних детей.
Языковой средой
1. средой (какой?) языковой; главное слово — средой (сущ.), зависимое — языковой (прил.);
2. простое (состоит только из двух компонентов: главного и зависимого);
3. свободное (представляют собой два разных члена предложения и могут замещаться словами соответствующей категории: языковая норма, языковая карта, социальная среда);
4. именное (т.к. главное слово — существительное);
5. вид подчинительной связи — согласование (при изменении главного меняется и зависимое: языковую среду, языковой среде); также выделяем средство связи — окончание зависимого слова;
6. смысловые отношения — определительные (главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак).
сегодняшних детей (задание из видео-урока)
1. детей (каких?) сегодняшних; главное слово — детей (сущ.), зависимое — сегодняшних (прил.);
2. по строению простое (состоит только из двух компонентов);
3. по смысловой спаянности — свободное (каждый компонент является отдельным членом предложения; к тому же мы можем свободно замещать каждый член другими подходящими словами — нынешних детей, будущих детей, сегодняшних чад);
4. по главному слову — именное (детей — сущ.)
5. тип связи — согласование (при изменении формы главного слова меняется и зависимое: о сегодняшних детях, сегодняшними детьми);
6. тип смысловых отношений — определительные (главное слово называет лицо, а зависимое — его признак).