Как писать сжатое изложение? (ОГЭ 2016)

Сжатое изложение — это первое задание, которое вам предстоит выполнить на ОГЭ по русскому языку. Это задание призвано проверить навыки информационной обработки текста.

Во-первых, вспомним, что такое изложение? Изложение — вид работы, в основе которого лежит устный или письменный пересказ исходного текста. Сжатое изложение — это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста.  В сжатом изложении необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.

 

Согласно критериям оценивания сжатого изложения, нам необходимо выполнить следующие задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микро темы;

2) Применить не менее одного способа сжатия текста;

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объем 90-110 слов).

Прослушивание текста

По-моему, самая сложная задача — запомнить и записать текст.

Исходный текст воспроизводится  дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 3-4 минуты на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их положение и последовательность.

Не стремитесь записать весь текст! Помечайте только ключевые слова (которые составляют смысловую основу этого текста). Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность (при втором прочтении и редактировании) вставлять слова, словосочетания и даже предложения . Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

Микротемы

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.

Микротема — содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Например:

сжатое изложение 9 класс

Внимательное прочтение данного текста поможет выделить в нем следующие микротемы:

1-абзац: Человеческий голос — уникальное явление

2,3-абзацы: Голос характеризует характер и состояние человека.

Способы сжатия (компрессии) текста

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена.

При использовании исключения необходимо определить главную информацию и второстепенные детали (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, сформировать сжатый текст.

Например:

Прежде всего, стоит отметить, что оба слова иноязычного происхождения. В русский язык они вошли в разное время — Эти иноязычные слова вошли в русский язык в разное время.

При обобщении вычленяем единичные факты, подбираем средства их краткой передачи и составляем новый текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщенным наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным.

Например:

Он был вынужден заниматься с репетиторами по русскому языку, математике, обществознанию, истории и химии — Он был вынужден заниматься с репетиторами по многим предметам.

Упрощение (замена) – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций.

— замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена части текста одним предложением;

— сокращение количества частей сложного предложения;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

— замена предложения или его части указательным местоимением;

Например:

Когда читаю его записи, проникаюсь его любовью к матери — Читая его записи, проникаюсь его любовью к матери.

Работа над сжатым изложением

Для примера предлагаю следующий текст:


Пример сжатого изложения:

Мир детства постоянно расширяется. Детская душа одинаково впитывает все впечатления, сохраняя их на всю жизнь. А.С. Пушкин писал, что счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души. Добросердечное отношение к ребенку не противоречит требовательности взрослых.

Детские воспоминания всегда определенны и образны, но каждому они запоминаются по-разному. Если взять весну, то наверняка многим она запомнилась установкой скворечника, устройством запруды, первым ужением рыбы и многим другим.

Дети тонко чувствуют неуловимую грань при переходе одного состояния в другое. Всем известно, что самая вкусная картошка на грани сырого и испеченного. Момент, когда качели, двигаясь вверх, вот-вот начнут обратное движение, миг перед падением в воду или солому — всё это рождает восторг счастья и жизненной полноты (109 слов).