Итоговое сочинение 2014

Уже 3 декабря 2014 года выпускникам школ впервые предстоит писать итоговое сочинение.  Как его только ни называют в Рунете: итоговым, выпускным, декабрьским, сочинением по литературе… Главное в том, что для выпускников 2015 г. написание итогового сочинения является обязательным условием получения аттестата и служит допуском к ЕГЭ.

Как выглядит задание?

Задание будет выглядеть примерно так:


Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов.

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, рассуждая в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.


Выбрав близкую ему тему, выпускник должен будет за 3 часа 55 минут написать сочинение объемом примерно 350 слов (менее 250 не оценивается!). Бланк итогового сочинения.

 

При себе можно иметь:

1) ручки (гелевые, капиллярные, перьевые с чернилами черного цвета)

2) документ, удостоверяющий личность

3) орфографический словарь (выданный на месте)

4) при необходимости питание и лекарства

Запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру. 

Направления тем итогового сочинения 2015 года:

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем из закрытого перечня, по одной на каждое тематическое направление:

«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления об уникальности творчества Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, своеобразии художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п

Вопросы, заданные человечеству войной

Темы этого блока ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и государства, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

Спор поколений: вместе и врозь

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Чем люди живы?

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, общественных аспектах бытия (на основе отечественной и мировой литературы).

20 ноября 2014 г. в российских школах проводилась апробация итогового сочинения. Предлагаю вашему вниманию список тем итогового сочинения, опубликованных ФИПИ:

темы итогового сочинения

Критерии оценки итогового сочинения

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются базовыми.

Чтобы получить «зачет» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3, №4, №5).

Критерий №1 «Соответствие теме»

Критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов.

«Незачет» по критерию ставится только при условии, если сочинение не соответствует выбранной теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий направлен на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на выбранную тему и для аргументации  своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте данной темы.

Оценка «незачет» ставится если работа написана без привлечения литературного материала, или в ней существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в сочинении, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, выдерживая соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). 

Критерий №4 «Качество речи»

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Итоговое сочинение и поступление в ВУЗ

С 2015 года абитуриент может предоставить итоговое сочинение при поступлении в вуз. За него можно получить до 10 дополнительных баллов. В условиях борьбы за бюджетные места это может сильно помочь. Посему абитуриент гуманитарного факультета должен рассматривать сочинение как полноценный экзамен.

ФИПИ были разработаны критерии оценивания сочинения для вузов. Хотя за вузом остается право изменять предложенные критерии и вводить свои.

 Еще несколько фактов о декабрьском сочинении:

① Пересдать итоговое сочинение можно будет 4 февраля и 6 мая

② Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем

③ По желанию итоговое сочинение могут писать и выпускники прошлых лет (для получения дополнительных баллов при поступлении)

④  Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды сочинение будет заменено изложением

⑤ Для обучающихся и ВПЛ с ограниченными возможностями здоровья продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа (при продолжительности экзамена более 4 часов организуется питание)

⑥ Конкретные темы будут разделены по часовым поясам