Религиоведение как отрасль знания

Религиоведение — это комплексная научная дисциплина, исследующая вероисповедальную практику человечества. Объектом религиоведения выступает религия. В предмет религиоведения входят такие вопросы, как:

— происхождение религии

— ее структура

— функционирование религии в обществе

— закономерности исторического развития религии

— особенности многочисленных вариантов вероучения, характерных для разных народов и исторических эпох

— взаимодействие религии с другими сферами духовной жизни общества;

На протяжении многих веков начиная с глубокой древности источником знаний о религии служило богословие (теология). Религиозное вероучение воспринимается в богословии как истина, не подлежащая сомнению. Предназначение теологии заключается в том, чтобы облегчить верующему понимание основных идей того или иного вероучения.

Теологи рассматривают религию «изнутри», с точки зрения верующего человека, и не допускают возможности ее критического осмысления. По мнению богословов, только верующий способен понять религию, т.к. она представляет собой связь людей с Богом. Научный подход, напротив, предполагает, что религия рассматривается «извне», как одно из явлений общественной жизни. Наука не ищет ответа на вопрос о том, существует ли Бог и потусторонний мир, т.к. область сверхъестественного недоступна для человеческого разума и чувств. Задачи науки заключаются в том, чтобы изучать конкретные факты, отражающие происхождение и развитие религии в обществе.

Основы религиоведения как отрасли научного знания были заложены в 17-18 вв. в заподноевропейской философии. На этот период приходится формирование концепции т.н. «естественной религии». Ее развивали в своих работах английские мыслители Эдуард Чербери, Джон Локк, Дэвид Юм, французские философы Франсуа Вольтер и Жан Жак Руссо. Философское учение о «естественной религии» получило название «деизм». Деисты считали, что Бог — это не сверъествественная личность, а некая безликая сила, которая является первопричиной мира, его творцом. Сотворив мир, Бог предоставил ему самостоятельность и не вмешивается в развитие природы, общества и человека. Т.е. религия возникла не по воле Бога, а по воле разума, который стремится к познанию окружающего мира. Т.к. религия происходит от разума, то каждый человек имеет право иметь свое суждение о религии. Таким образом, деисты утверждали право человека на свободу совести. При этом деизм не означал полного отрицания религии. Деисты указывали на то, что религия является важным регулятором отношений между людьми и необходима для поддержания правопорядка в обществе.

В 19 веке в европейской философии стали популярны идеи атеизма (отрицания Бога и религии). Немецкий мыслитель Людвиг Фейербах высказал мнение о том, что источник религиозных верований — это зависимость человека от стихийных сил природы и общества. Человек обожествлял то, перед чем был беспомощен, отсюда и возникла религия.

Атеистические взгляды также развивались Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Они предприняли попытку раскрыть социальные предпосылки складывания религии. Маркс и Энгельс отмечали, что религия всегда возникает в определенных общественных условиях и является их отражением. Религия позволяет человеку с помощью фантазии мысленно удовлетворить те потребности, которые он не может удовлетворить в действительности. Таким образом, в религии всегда проявляется человеческая несвобода. Являясь идеологами коммунизма, Маркс и Энгельс полагали, что в коммунистическом обществе, где не будет неравенства и угнетения, религия отомрет сама собой.

Философское осмысление религии стало фундаментом, на котором в 19 веке сформировалось религиоведение как отрасль научного знания. Одним из основоположников религиоведения считается немецкий филолог Фридрих Макс Мюллер, труды которого относятся к середине 19 века.  Он подверг тщательному анализу религиозные тексты Древней Индии. Пользуясь методами лингвистического исследования, Мюллер попытался раскрыть подлинный смысл мифов и преданий, отраженных в священных книгах. Мюллер предложил мифологическую концепцию происхождения религии. Она заключается в следующем: человек познает окружающую реальность с помощью чувств, однако в мире существуют разные предметы: одни легко доступны чувствам (зрению, осязанию, слуху и т.д.), другие доступны только какому-то одному из них. Например, Солнце и Луну люди могут видеть, но дотронуться до небесных светил невозможно. Недоступность такого рода предметов внушила нашим далеким предкам мысль о существовании недостижимого и бесконечного, что стало идеей Бога.

Во второй половине 19 века англичанин Эдуард Бернетт Тайлор предложил анимистическую теорию происхождения религии. С точки зрения Тайлора, наиболее ранней формой религиозных верований является анимизм (представление о существовании души и духов). Пытаясь объяснить такие явления как потеря сознания, сон, смерть, первобытные люди пришли к выводу, что внутри тела человека заключена душа, которая может покидать тело. В дальнейшем эти представления человек перенес на весь окружающий мир и стал воспринимать предметы и явления природы как наделенные душой, отсюда и началось образование религиозных верований.

В начале 20 века взгляды Э. Б. Тайлора были подвергнуты критике со стороны других мыслителей, таких как Джеймс Джордж Фрэзера. Разработанная Фрэзером преанимистическая концепция состоит в том, что первоначальной формой религиозного опыта является не анимизм, а магия. Находясь в зависимости от природы и пытаясь повлиять на нее, первобытный человек действовал на основании сравнений и аналогий. Так возникли магические обряды, например, перед охотой на опасного зверя люди рисовали на скале или песке его изображение и наносили удары по этому рисунку, полагая, что тем самым можно причинить вред зверю. Магия, по мнению Фрэзера, послужила основой для более поздних религиозных культов.

Все вышеназванные теории касались вопросов истории религии. На рубеже 19-20 вв. появляются новые направления исследований, в частности, социологическое. Задача социологии религии — исследовать взаимосвязь религии и общественных отношений. В работах социолога Эмиля Дюркгейма была высказана мысль о том, что религия обеспечивает сплоченность общества на основе принятых ценностей и традиций, которые приобретают характер священных и охраняются под страхом насилия. Немецкий ученый Макс Вебер исследовал влияние религии на хозяйственное развитие общества. В его трудах представлены глубоко обоснованные выводы о том, что протестантизм сыграл большую роль в экономическом прогрессе западной цивилизации, тогда как восточные религии не способствовали динамичному развитию экономики.

Основы психологии религии были заложены в работах Уильяма Джемса, Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга. Эти исследователи изучали религию сквозь призму человеческой психики. Например, З. Фрейд пришел к выводу, что религиозное мировосприятие — это форма иллюзорного сознания. Религия обеспечивает личности психологическую защиту от опасности со стороны природы и от тех страданий, которым люди подвергаются в обществе.

Среди российских специалистов наибольший вклад в изучение религии внесли философы «серебряного века»: В.С. Соловьев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и другие. Основное внимание в их творчестве уделено историческим судьбам русского православия.

 

Основные понятия: религиоведение, деизм, анимистическая концепция, преанимистическая концепция, объект и предмет религиоведения