ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Форма (источник) права это внешнее выражение и закрепление юридических норм.

Систему источников права современная отечественная правовая наука рассматривает неоднозначно, существуют различные точки зрения. Остановимся на одной из них, предложенной известным российским правоведом В.М.Барановым, согласно которой следует выделять следующие источники права: правовой обычай; правовой прецедент; правовая наука; договор нормативного содержания; нормативно-правовой акт; акт референдума.

Правовой обычай - это одобренный (санкционированный) государством обычай.
Обычай правило поведения, сложившееся исторически (в течение длительного времени) и вошедшее в привычку. Древние обычаи опирались на примитивный способ производства, выражали интересы всей социальной группы, обеспечивались привычкой, силой общественного воздействия. Одобрение и охрану государства получили те обычаи, в которых были заинтересованы все члены общества, а также обычаи, которые отвечали интересам господствующей социальной группы.
Санкционированные государством обычаи и были той первой правовой формой, в которой существовало право. Совокупность правовых обычаев, регулирующих общественные отношения, называется обычным правом.
Существовавшие вначале в сознании людей нормы обычного права стали со временем записываться, обрабатываться и сводиться воедино. Дошедшие до нас законодательные памятники рабовладельческого и феодального права это, по сути дела, собранные воедино правовые обычаи. Таковы Законы Ману в Индии, Салическая правда в Германии, Русская правда в России и др. Многие правовые обычаи были тесно связаны с религией и поэтому порой трудноотделимы от религиозных заповедей.
Правовой прецедент (судебный или административный) решение по конкретному судебному или административному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел в будущем. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой юридической нормы нет в законодательстве. В этом случае судья, или лицо управленческого аппарата, либо в целом суд, или государственный орган принимает решение по делу. Руководствуются они при этом своим мировоззрением и правосознанием, господствующими в обществе моральными и иными устоями, общечеловеческими ценностями, собственным житейским опытом. Если такое решение окажется образцом, эталоном для решения аналогичных дел в будущем, оно становится прецедентом. Это решение превращается, по сути дела, в норму права, норму, которая создается не правотворческим органом, а органом правоприменительным на основе решения конкретных юридических дел. В странах с англосаксонской системой права (Англия, США, Индия и др.) судебный или административный прецедент является одним из основных источников права. Судебные или административные прецеденты группируются, обрабатываются и издаются в виде специальных сборников.
Договор нормативного содержания двустороннее или многостороннее соглашение, содержащее правовые нормы. Договор в праве весьма распространенное явление. Юридические нормы дают большой простор для регулирования отношений путем договора. Рабочий или служащий, поступающий на работу, заключает с администрацией договор о взаимных правах и обязанностях, заключение брака своеобразный договор между супругами.
Особенно широко распространен договор в гражданском праве, где он является основным средством удовлетворения гражданско-правовых интересов и выполнения гражданско-правовых обязанностей. Однако далеко не всегда договор является источником права. В приведенных выше случаях источником права являются нормативно-правовые акты, на основе которых заключаются договоры, сами договоры являются не нормативными, а индивидуальными актами.
Источником права являются только нормативные договоры двусторонние соглашения, содержащие нормы права. Таковыми являются международно-правовые договоры между государствами и международными организациями.
Юридическая наука (правовая доктрина) как источник права это труды известных ученых-юристов, содержащие правовые нормы.
Правовая наука на определенных этапах развития права тоже служит его формой. Так, наиболее выдающимся юристам (например, Брактон, Гленвиль) предоставлялось право давать разъяснения, обязательные для судов. В настоящее время этот источник права продолжает существовать в странах, где господствует мусульманско-правовая доктрина (например, Египет, Сирия, Ирак и т.д.). В российском законодательстве труды юристов учитываются при решении дел в качестве доктринального толкования.
Акт референдума — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной или общественной жизни, непосредственная форма демократии.
Нормативно-правовой акт — государственно-властное предписание, содержащее юридические нормы. Нормативно-правовые акты являются в настоящее время основным источником практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовали правовой обычай и судебный (административный) прецедент. По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит из строго определенных правотворческих органов, наделенных конкретной компетенцией; принимается в четко обозначенном процедурном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.
Нормативно-правовой акт является главным источником права. Виды нормативно-правовых актов: законы; подзаконные нормативно-правовые акты.
Закон нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом с соблюдением особой процедуры, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий наибольшей (по сравнению с подзаконным) юридической силой.
Виды законов: федеральные конституционные; федеральные; субъектов федерации.
Подзаконный нормативно-правовой акт государственно-власт-ное предписание, принятое на основании закона, либо ему не противоречащее, регулирующее общественные отношения, не регламентированные законом.
Виды подзаконных нормативно-правовых актов: акты Президента; акты законодательной власти; акты исполнительной власти; акты судебной власти.
Нормативные акты как основной источник (форма) права появляются в результате правотворчества.
Правотворчество организационно оформленная деятельность государственных органов по созданию юридических норм.
Правотворчеством занимаются, как правило, специально уполномоченные государственные организации (в большинстве своем органы законодательной власти). Основная задача правотворчества обоснование и совершенствование законодательства. В процессе этой работы отменяются устаревшие юридические нормы, изменяются нормы существующие, а также принимаются новые. В принципах и формах правотворчества ярко проявляются сущность и социальное назначение государства.

Принципы правотворчества: политический характер; интернационализм; демократизм; законность; научность.
Важнейшим видом правотворчества является законотворчество, т.е. издание законов. Законодательный (законотворческий) процесс это особая процедура, включающая в себя ряд стадий.
1. Законодательная инициатива право определенных органов и лиц вносить проекты законов в законодательный орган (Президент, Правительство РФ, Федеральное собрание, суды РФ, законодательные и исполнительные органы субъектов федерации) (ст.104 Конституции РФ).
2. Подготовка, обсуждение проекта закона. Осуществляется в комитетах и комиссиях Государственной думы Федерального собрания РФ.
3. Принятие закона. Законопроект принимается большинством голосов депутатов Государственной думы. В 5-дневный срок законопроект направляется в Совет Федерации, где в течение 14 дней принимается либо возвращается в Госдуму на доработку.
Совет Федерации после принятия законопроекта в 5-дневный срок направляет закон Президенту для подписания и обнародования.
4. Подписание и опубликование закона. Принятый Федеральным собранием закон в течение 14 дней подписывается и обнародуется Президентом РФ (ст.105 Конституции РФ).
Нормативно-правовые акты отличаются от актов индивидуально-правовых (правоприменительных). Последние адресуются конкретным лицам или организациям для исполнения только ими. Жизнь индивидуально-правовых актов исчерпывается, как правило, однократным применением. Правотворчество, под определенным углом зрения, есть процесс создания правовых норм.

Ключевые понятия: формы права, источники права, право, тгп, правоведение