Разбор слова по составу (морфемный разбор)

Минимальной значимой часть слова является морфема. Морфемы делятся на два типа: корневые (корень) и аффиксальные (приставки, суффиксы, постфиксы, окончания, интерфиксы).

Основа слова

Основа — это часть слова, выражающая лексическое значение. Выделяется она путем отсечения окончания (белая  ручка).  Основа может быть равна корню (беда, классматч, дочь, синий), может включать приставки и суффиксы (приготовить, избушка, строитель, городок), а в неизменяемых словах основа равна целому слову (ура, вдруг, радио, фойе, такси).

 

Окончание (флексия)

Окончание слова  — это его изменяемая часть, находящаяся за пределами основы слова и служащая для образования форм слов и их связи в словосочетании и предложении.

Окончание может выражать значения рода, числа, падежа и лица.

Для того чтобы выделить окончание, слово нужно изменить, просклонять (имена) или проспрягать (глаголы):

сильный ветер (ед. ч., м. р., им. п.)

сильному ветру (ед. ч., м. р., дат. п.)

говорю (1-е л., ед. ч., наст. вр.)

говорите (2-е л., мн. ч., наст. вр.)

Как правило, окончания находятся в конце слова, но иногда могут быть и в середине слова (кого-нибудь,  пятьдесят, мылась).

Окончание может быть нулевым. В этом случае оно не выражено ни звуками ни буквами (печь, вечер, нет подруг, умен, пил). Но необходимо помнить, что в неизменяемых словах окончания нет (Тбилиси, рагу, какао, думая, шоссе, СССР).

Корень

Корень это главная часть слова, в которой заключено основное значение однокоренных слов. Чтобы определить корень, необходимо подобрать родственные слова и найти их общую часть:

левый — левша, налево, левизна

В корнях могут происходить различные чередования согласных и гласных.

рука — ручной (к-ч)

друг — друзья — дружить (г-з-ж)

забирать — заберу (и-е)

загар — загореть (а-о)

Некоторые слова могут состоять из двух и более корней, они называются сложными:

пароход  (1-пар, 2-ход),

гомосексуалист (1-гом, 2-секс),

электрорадиоэлемент (1-электр, 2-радио, 3-элемент),

мореплаватель (1-мор, 2-плав)

Часто для соединения корней используется такая морфема как интерфикс.

Интерфикс — морфема,  находящаяся вне основы и соединяющая корни в сложном слове.  Наиболее употребительными являются интерфиксы -О- и -Е-. В школьной программе интерфикс  ещё называют соединительной гласной.

Приставка и суффикс

Приставка (префикс) — это часть слова, стоящая перед корнем (или другой приставкой) и служащая для образования новых слов и грамматических форм слова.

ход — подход

клеить — приклеить

автор — соавтор

веселый — невеселый

Постфикс — морфема, стоящая после окончания или формообразующего суффикса.

-СЯ (-СЬ): улыбаться, собирайтесь

-ТЕ: смотрите, ждите

-ЛИБО: что-либо, какая-либо

-ТО: кто-то, кому-то

-НИБУДЬ: кто-нибудь, где-нибудь

-КА: приезжай-ка, смотри-ка

-ТАКИ: вы-таки, все-таки

Суффикс также служит для образования новых слов и грамматических форм слова, но находится после корня (или иного суффикса).

дом — домик

лето — летний

куст — кустик

легкий — легко

продавать — продавец

Алгоритм морфемного разбора

Я предлагаю Вам выполнять морфемный разбор в соответствии с формально-смысловым подходом. Это значит, что мы будем членить основу на морфемы исходя из словообразовательной цепочки. Это позволит нам четко увидеть каждый аффикс и его роль в слове. Таким образом, нам не нужно подбирать приставки и суффиксы (что часто предлагается в школьных учебниках) и мы избежим ошибок.

План разбора слова по составу:

1) Если слово изменяемое, определяем окончание и словообразовательный суффикс (если он есть). После этого выделяем основу;

2) Через построение словообразовательной цепочки определяем приставки и суффиксы;

3) Выделяем корень.

Примеры:

ПЧЕЛИНЫЙ

1) Перед нами изменяемое слово, значит можно определить окончание. Для этого данное прилагательное просклоняем по падежам:

пчелиный — пчелиного, пчелиному, о пчелином

Изменившаяся часть слова и есть окончание (-ЫЙ). Оставшаяся часть — основа (ПЧЕЛИН-).

2) Чтобы определить из каких морфем состоит корень, строим словообразовательную цепочку. В этом случае она короткая:

ПЧЕЛИНЫЙ — ПЧЕЛА

Единственное что отличает основы этих родственных слов — это суффикс -ИН-. Соответственно ПЧЕЛ-  это корень.  Разбор окончен.

УЧИТЕЛЬНИЦА

1) Слово изменяемое. Для того чтобы определить окончание склоняем по падежам: учительницУ, об учительницЕ. Таким образом окончание -А, УЧИТЕЛЬНИЦ- основа слова.

2) Строим словообразовательную цепь:

УЧИТЕЛЬНИЦА — УЧИТЕЛЬ — УЧИТЬ

Выделяем суффикс -И- (типичный для глаголов),  далее по цепи появляется суффикс -ТЕЛЬ- (обозначающий производителя действия). В последнюю очередь добавляется суффикс -НИЦ- (обозначающий лицо женского пола).

3) УЧ- это корень.

ВОЗНЕСЕНИЕ

1) Вознесение — изменяемое слово; существительное;

вознесение — вознесения,  вознесению, о вознесении; окончание — Е, основа —  ВОЗНЕСЕНИ-.

2) Словообразовательная цепь:

ВОЗНЕСЕНИЕ — ВОЗНЕСТИ — НЕСТИ

Непроизводное слово НЕСТИ состоит из основы НЕС- и глагольного окончания -ТИ. В слове ВОЗНЕСТИ к основе исходного слова добавляется приставка ВОЗ-, а в слове ВОЗНЕСЕНИЕ еще и суффикс -ЕНИ-.

3) А корнем этих родственных слов является -НЕС-.

       ПЕРЕОБУВАТЬСЯ

Во-первых выделим глагольное окончание -ТЬ-, в этом случае основа будет прерывистой: ПЕРЕОБУВА-СЯ.

Во-вторых, чтобы разобраться из каких морфем состоит основа, составим словообразовательную цепочку:

ПЕРЕОБУВАТЬСЯ — ПЕРЕОБУТЬСЯ — ПЕРЕОБУТЬ — ОБУТЬ

Следуя по цепи определяем суффикс -ВА- и постфикс -СЯ. Основа исходного слова ОБУ- состоит из приставки ОБ- и корня -У-.  Таким образом, слово ПЕРЕОБУВАТЬСЯ состоит из приставок ПЕРЕ- и -ОБ-, корня -У-, суффикса -ВА-, постфикса -СЯ и окончания -ТЬ-.

(Если вы испытываете трудности при составлении словообразовательной цепочки, обращайтесь Школьному словообразовательному словарю А.Н. Тихонова)