
Разбор слова по составу (морфемный разбор)
Минимальной значимой часть слова является морфема. Морфемы делятся на два типа: корневые (корень) и аффиксальные (приставки, суффиксы, постфиксы, окончания, интерфиксы).
Основа слова
Основа — это часть слова, выражающая лексическое значение. Выделяется она путем отсечения окончания (белая ручка). Основа может быть равна корню (беда, класс, матч, дочь, синий), может включать приставки и суффиксы (приготовить, избушка, строитель, городок), а в неизменяемых словах основа равна целому слову (ура, вдруг, радио, фойе, такси).
Окончание (флексия)
Окончание слова — это его изменяемая часть, находящаяся за пределами основы слова и служащая для образования форм слов и их связи в словосочетании и предложении.
Окончание может выражать значения рода, числа, падежа и лица.
Для того чтобы выделить окончание, слово нужно изменить, просклонять (имена) или проспрягать (глаголы):
сильный ветер (ед. ч., м. р., им. п.)
сильному ветру (ед. ч., м. р., дат. п.)
говорю (1-е л., ед. ч., наст. вр.)
говорите (2-е л., мн. ч., наст. вр.)
Как правило, окончания находятся в конце слова, но иногда могут быть и в середине слова (кого-нибудь, пятьдесят, мылась).
Окончание может быть нулевым. В этом случае оно не выражено ни звуками ни буквами (печь, вечер, нет подруг, умен, пил). Но необходимо помнить, что в неизменяемых словах окончания нет (Тбилиси, рагу, какао, думая, шоссе, СССР).
Корень
Корень это главная часть слова, в которой заключено основное значение однокоренных слов. Чтобы определить корень, необходимо подобрать родственные слова и найти их общую часть:
левый — левша, налево, левизна
В корнях могут происходить различные чередования согласных и гласных.
рука — ручной (к-ч)
друг — друзья — дружить (г-з-ж)
забирать — заберу (и-е)
загар — загореть (а-о)
Некоторые слова могут состоять из двух и более корней, они называются сложными:
пароход (1-пар, 2-ход),
гомосексуалист (1-гом, 2-секс),
электрорадиоэлемент (1-электр, 2-радио, 3-элемент),
мореплаватель (1-мор, 2-плав)
Часто для соединения корней используется такая морфема как интерфикс.
Интерфикс — морфема, находящаяся вне основы и соединяющая корни в сложном слове. Наиболее употребительными являются интерфиксы -О- и -Е-. В школьной программе интерфикс ещё называют соединительной гласной.
Приставка и суффикс
Приставка (префикс) — это часть слова, стоящая перед корнем (или другой приставкой) и служащая для образования новых слов и грамматических форм слова.
ход — подход
клеить — приклеить
автор — соавтор
веселый — невеселый
Постфикс — морфема, стоящая после окончания или формообразующего суффикса.
-СЯ (-СЬ): улыбаться, собирайтесь
-ТЕ: смотрите, ждите
-ЛИБО: что-либо, какая-либо
-ТО: кто-то, кому-то
-НИБУДЬ: кто-нибудь, где-нибудь
-КА: приезжай-ка, смотри-ка
-ТАКИ: вы-таки, все-таки
Суффикс также служит для образования новых слов и грамматических форм слова, но находится после корня (или иного суффикса).
дом — домик
лето — летний
куст — кустик
легкий — легко
продавать — продавец
Алгоритм морфемного разбора
Я предлагаю Вам выполнять морфемный разбор в соответствии с формально-смысловым подходом. Это значит, что мы будем членить основу на морфемы исходя из словообразовательной цепочки. Это позволит нам четко увидеть каждый аффикс и его роль в слове. Таким образом, нам не нужно подбирать приставки и суффиксы (что часто предлагается в школьных учебниках) и мы избежим ошибок.
План разбора слова по составу:
1) Если слово изменяемое, определяем окончание и словообразовательный суффикс (если он есть). После этого выделяем основу;
2) Через построение словообразовательной цепочки определяем приставки и суффиксы;
3) Выделяем корень.
Примеры:
ПЧЕЛИНЫЙ
1) Перед нами изменяемое слово, значит можно определить окончание. Для этого данное прилагательное просклоняем по падежам:
пчелиный — пчелиного, пчелиному, о пчелином
Изменившаяся часть слова и есть окончание (-ЫЙ). Оставшаяся часть — основа (ПЧЕЛИН-).
2) Чтобы определить из каких морфем состоит корень, строим словообразовательную цепочку. В этом случае она короткая:
ПЧЕЛИНЫЙ — ПЧЕЛА
Единственное что отличает основы этих родственных слов — это суффикс -ИН-. Соответственно ПЧЕЛ- это корень. Разбор окончен.
УЧИТЕЛЬНИЦА
1) Слово изменяемое. Для того чтобы определить окончание склоняем по падежам: учительницУ, об учительницЕ. Таким образом окончание -А, УЧИТЕЛЬНИЦ- основа слова.
2) Строим словообразовательную цепь:
УЧИТЕЛЬНИЦА — УЧИТЕЛЬ — УЧИТЬ
Выделяем суффикс -И- (типичный для глаголов), далее по цепи появляется суффикс -ТЕЛЬ- (обозначающий производителя действия). В последнюю очередь добавляется суффикс -НИЦ- (обозначающий лицо женского пола).
3) УЧ- это корень.
ВОЗНЕСЕНИЕ
1) Вознесение — изменяемое слово; существительное;
вознесение — вознесения, вознесению, о вознесении; окончание — Е, основа — ВОЗНЕСЕНИ-.
2) Словообразовательная цепь:
ВОЗНЕСЕНИЕ — ВОЗНЕСТИ — НЕСТИ
Непроизводное слово НЕСТИ состоит из основы НЕС- и глагольного окончания -ТИ. В слове ВОЗНЕСТИ к основе исходного слова добавляется приставка ВОЗ-, а в слове ВОЗНЕСЕНИЕ еще и суффикс -ЕНИ-.
3) А корнем этих родственных слов является -НЕС-.
ПЕРЕОБУВАТЬСЯ
Во-первых выделим глагольное окончание -ТЬ-, в этом случае основа будет прерывистой: ПЕРЕОБУВА-СЯ.
Во-вторых, чтобы разобраться из каких морфем состоит основа, составим словообразовательную цепочку:
ПЕРЕОБУВАТЬСЯ — ПЕРЕОБУТЬСЯ — ПЕРЕОБУТЬ — ОБУТЬ
Следуя по цепи определяем суффикс -ВА- и постфикс -СЯ. Основа исходного слова ОБУ- состоит из приставки ОБ- и корня -У-. Таким образом, слово ПЕРЕОБУВАТЬСЯ состоит из приставок ПЕРЕ- и -ОБ-, корня -У-, суффикса -ВА-, постфикса -СЯ и окончания -ТЬ-.
(Если вы испытываете трудности при составлении словообразовательной цепочки, обращайтесь Школьному словообразовательному словарю А.Н. Тихонова)